СМИ о нас

ТАСС "Национальные проекты"

Светлана Моднова — управленец с 25-летним стажем из Сочи, но при этом очень творческий человек. Однажды, увидев в журнале фотографию ватной елочной игрушки, она загорелась идеей сделать такое чудо своими руками. И сделала — и не только для себя, но и для тысячи мамочек по всей России, с нуля создав центр ремесел, отвечающий целям сразу пяти национальных проектов.

Научите мастера!

Ватная игрушка начала затягивать мастера в свои мягкие сети очень быстро — после первого же мастер-класса. Светлана познакомилась с художниками и мастерами ватной игрушки из других регионов и очень удивилась, что о таком интересном творческом процессе в нашей стране знают мало и, как оказалось, ему не обучают. «Управленческий опыт дал о себе знать. Я начала искать, где этому мастерству учат. И ничего нигде по всей стране не нашла. Единичные мастера сидели по домам и лепили игрушки», — рассказывает Светлана. Спустя часы телефонных разговоров, переписок и размышлений вместе со своими соратницами-мастерами Светлана решила: центру ватной игрушки быть!
К делу подошли ответственно — изучили историю, старинные технологии создания ватной игрушки, собрали коллектив профессионалов — художников, мультипликаторов, дизайнеров. Так появился центр ремесел «Семейные традиции», а на его базе — мануфактура «Московская игрушка». Каждая рукодельница здесь занимается своим делом: одна делает скелетики для игрушек из проволоки, другая расписывает милые личики будущих творений, третья одевает героев.



Недорогое и экологичное увлечение

Первым крупным проектом центра стал международный конкурс ватной елочной игрушки «Виват театр России». На конкурс поступило 462 работы из 15 стран. «Мы поняли, что хотим сделать что-то по-настоящему значимое и крупное, и придумали всемирный конкурс. А почему бы и нет, каждый стартует со своего, мы решили сразу замахнуться на мир — и не прогадали!» — вспоминает директор центра. Это знаменательное событие произошло в 2019 году. Именно тогда АНО «Центр ремесел «Семейные традиции» подала заявку на свой первый президентский грант — обучение творческих женщин из семей с «особенными» детьми.
С ростом популярности направления в центр стали обращаться все больше женщин с просьбой научить их делать такие же игрушки. В основном те, кто не может в силу обстоятельств пойти на обычную работу, — мамы малышей и «особых» деток. Первый президентский грант составил 495 тыс. рублей. На эти деньги были куплены материалы и выплачены минимальные зарплаты за год преподавателям проекта — мастерам. «Творчество для многих мамочек — это единственный способ «выдохнуть», переключиться от проблем ежедневного ухода за больным ребенком. Но творчество ведь бывает разное. В нашем огромный плюс — это доступные материалы, они всем по карману. Вата и проволока в любом доме найдутся, а клейстер для склеивания игрушки заваривается из обычного крахмала. То есть мы даем хобби — недорогое, экологичное, но при этом конкурентоспособное и продаваемое», — объясняет Светлана. Благодаря гранту обучили 30 мамочек, каждая из которых получила не только навыки нового ремесла, но и возможность дополнительного заработка.



Когда везде было закрыто

Пандемия, заставшая большую часть мира врасплох, дала центру «Семейные традиции» новый виток развития. Фонд президентских грантов объявил специальный конкурс в помощь пострадавшим от пандемии. Второй грант был крупнее предыдущего, большая его часть — свыше 2,5 млн рублей — ушла на годовую оплату работы мастеров-преподавателей, коих в проекте центра на тот момент было уже 12. Еще 15% суммы ушло на расходные материалы. «У нас каждый преподаватель оформлен как самозанятый. То есть кроме основного заработка девочки получают официальный стаж и все виды отчислений. Всего в команде более 30 мастеров, и они имеют несколько ветвей заработка: проведение онлайн- и офлайн-мастер-классов, продажа игрушек», — рассказывает Светлана Моднова. Одной из целей нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» как раз является помощь самозанятым.
По этому гранту до сентября пройти обучение смогут 1 тыс. женщин со всей России — онлайн и офлайн. Обучение для них бесплатное. Среди учениц — молодые мамы, люди старшего возраста, преподаватели творческих дисциплин. Подобные курсы проводятся и при поддержке нацпроекта «Демография». На сегодняшний день центр «Семейные традиции» обучил по гранту уже более 700 человек, еще 300 получат сертификаты и новые знания к сентябрю.


Клиенты в Великобритании и Китае

Слава о необычном предприятии разлетелась по всей России к прошлому Новому году. Крупные корпоративные заказы на наборы из ватных игрушек позволили 24 обученным в проекте начинающим мастерам закрыть собственные кредиты, купить необходимые препараты для детей и задуматься о крупных покупках. «Ситуации у всех разные. Для меня ценно видеть, что женщины могут не просто начать зарабатывать, но и позволять себе мечтать о большем. Это ведь очень мотивирует», — делится Светлана. За два месяца мамочки, участвующие в проекте, создали больше 2 тыс. ватных игрушек. Заработок самых творческих за это время составил свыше 300 тыс. рублей.
«Мы очень надеемся, что к моменту, когда наши женщины закончат обучение, в центр станет поступать больше корпоративных заказов. В прошлом году мы стали готовиться к Новому году в октябре и сделали 2 тыс. игрушек. А в этом, если о нас узнает больше предприятий, мы сможем начать работу уже в июле, а может, и в мае. Тогда на все необходимое для своих детей заработают не 30, а 130 женщин. А наши покупатели не только получат эксклюзивную качественную вещь, передающуюся из поколения в поколение, так как игрушка может жить столетиями, но и помогут в исполнении чьей-то мечты», — делится надеждами Светлана.
Крупные новогодние заказы разъехались не только по России, но и на экспорт. Подарки для VIP-клиентов заказали итальянский банк и несколько компаний в Великобритании, а часть игрушек, заказанных частными клиентами, переехали в Китай. «С экспортом вообще очень интересная история. Мы ведь делаем не просто игрушки, а игрушки с колоритом! Это часть нашей истории, и, по сути, такого нигде в мире больше нет!» — рассказывает Светлана.
За расширение рынка сбыта отвечает национальный проект «Международная кооперация и экспорт».



Музей в Москве и мануфактуры в регионах

Одной из целей нацпроекта «Образование» является вовлечение граждан в волонтерскую деятельность. Правительство Москвы не осталось в стороне и тоже поддержало социальную идею. На обучение 30 москвичек-волонтеров, которые будут нести свое мастерство дальше, в школы, коррекционные центры и хосписы, центром был получен третий грант — в размере 499 тыс. рублей от департамента труда и социальной защиты населения Москвы. Из этих же денег было профинансировано оборудование для одного из самых красочных проектов центра «Семейные традиции» — уникального собственного Музея ватной игрушки на территории Николо-Перервинского монастыря в Москве. Помещение предоставили на безвозмездной основе, поскольку получать знания здесь могут ученики воскресной школы и прихожане. Куратором и идеологом музея стала Галина Васильевна Ананьина, кандидат исторических наук, президент Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства.
В планах Светланы Модновой — развитие направления за пределами столичного региона. В марте центр подал заявку еще на один президентский грант. 9 млн рублей планируют направить на открытие мануфактур центра «Семейные традиции» в Краснодарском крае, Ставрополье, Башкирии и на Таймыре. Там же появятся экспозиции от Музея ватной игрушки — целью нацпроекта «Культура» как раз является расширение доступности культурных благ и возможностей творческого развития для жителей регионов России.

Проект заручился поддержкой сенатора Ольги Епифановой. «Центр ремесел «Семейные традиции» — это уникальный социальный проект. Часть технологических процессов по созданию игрушек выполнена мамами «особенных» детей, и каждая проданная игрушка — адресная помощь им... Совет Федерации и его председатель Валентина Матвиенко уделяют пристальное внимание развитию народных промыслов. Мы понимаем, что без усиления господдержки на федеральном уровне этого не добиться. Именно поэтому сейчас очень важно открытие таких мануфактур и небольших музеев при них с тиражированием успешных практик в регионах. Ведь это еще и частичное решение социальных задач, особенно по трудоустройству людей», — уверена сенатор.
По словам самой Светланы, наиболее незащищенная и уязвимая группа населения — семьи, где есть дети с инвалидностью. «Понимая, что для их ребенка бесперспективны лечение и реабилитация, матери находятся постоянно в зоне эмоционального и психологического выгорания. Наш опыт работы показывает, что многие мамы с художественным образованием имеют способности и навыки в декоративно-прикладном творчестве. Но из-за проблем с коммуникацией, круглосуточным уходом они не могут работать в обычных ремесленных мастерских и на малых предприятиях данной отрасли. Если мамы освоят ремесло создания игрушки на дому, оно может стать существенным источником дохода», — отмечает предприниматель.
Открытие мануфактур может оказаться системным решением проблемы, считает она. «Мы помогаем им, и очень важно, что с помощью нацпроектов, с помощью президентских грантов, нацпрограмм у нас появляются все новые возможности. Государство видит, насколько это важно и нужно, а потому у нас есть поддержка и возможность расти и помогать большему количеству людей» — говорит Светлана.
Made on
Tilda