3. Горбунова Светлана Равилевна, г.Нижневартовск, «Толстый Колькет». Хантыйская сказка. Работа из номинации «В некотором царстве…»
В сказке рассказывается о перевоспитании мудрым стариком ленивого Колькета, который очень похож на русского Емелю. Действующими лицами сказки, кроме людей, являются звери, птицы, рыбы. Сюжетным ядром сказок такого типа является их случайная встреча, где животные действуют, как люди.
Ханты- малочисленный народ северных регионов. Общая численность около 31 тысячи человек. Основная масса проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах.Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Хантыйская религия традиционно включала в себя почитание духов-хозяев животных, лесов и рек. Главными посредниками с такими духами и сложной иерархией богов были шаманы. В фольклоре хантов с очевидностью проступают представления об отсутствии резкой грани между человеком, животными, душами, духами, божествами. В нем отражены представления о происхождении земли, созвездий, явлений природы, животных, человека, божеств и духов. Сами исполнители называют следующие категории фольклора: – моньсь «сказка, сказание», – ар «песня», путар «рассказ», моньсюпты «загадка». Мифы рассказывались довольно редко, обычно на общественных празднествах. Так, мифы о происхождении медведя были составной частью медвежьего праздника. Исполнение героических песен требовало особенных воодушевлений, потому они звучали лишь несколько дней в году: на культовых празднествах, свадьбах. Героические сказания или сказки можно было услышать вечерами, когда все отдыхали. По некоторым сведениям, рассказывать сказки днем было запрещено.