В Конвенции указаны конкретные проявления нематериального культурного наследия, среди которых устный фольклор и знания и навыки, связанные с традиционными ремёслами.
2003 году ЮНЕСКО была принята Конвенция по защите нематериального культурного наследия.
На выставке «Этнография России в ватной игрушке» в рамках проекта, поддержанного Фондом культурных инициатив, представлены работы участников и победителей III Всероссийского конкурса ватного мастерства «Сказки народов России – кукольная этнография», который проводился в честь 100-летия создания этнографический экспортной коллекции кукол «Народы России» и 90-летия первой Всесоюзной выставки игрушек, а также в преддверии 2022 года, объявленного Президентом РФ Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
На конкурс поступило свыше 400 работ от участников из 45 регионов: 28 областей, 1 автономной области, 6 краев, 9 республик, включая участников из Украины и Турции. Свои работы представили 22 юных мастера в возрасте до 14лет.
Организатором выставки и конкурса является АНО «Центр ремесел «Семейные традиции»- единственный в стране профессионально занимающийся возрождением и продвижением традиционной ватной игрушки. Ведущие мастера Центра восстанавливают старинные технологии изготовления ватных игрушек, возводят это ремесло в категорию искусства, дают ему новую жизнь. Благодаря усилиям Центра в г.Москва открыт первый в стране Музей ватной игрушки, который расположен в Николо- Перервинском монастыре в келье 17в .Там собраны экспонаты и библиография, связанная с историй ватной игрушки, там же проводятся экскурсии для желающих. Проекты Центра направлены на объединение в Мануфактуры мастеров со всей страны и на психологическую и социальную реабилитацию мам «особенных» детей и женщин «серебряного возраста».
«Из истории ватной игрушки»
Первое упоминание о ватной игрушке относится к 1774 году. Традиция украшать Рождественскую ель пришла из Германии, а первая праздничная елка в России датируется 1817 годом. Ее устраивала великая княгиня Александра Федоровна. Сами игрушки делали в основном на Рождество — в подарок и как ёлочные украшения. Это была альтернатива дорогим стеклянным шарам. Игрушки из ваты изготавливали на продажу мастера в артелях, но многие пробовали создавать их и сами. Дамские журналы публиковали подробные описания, как это делается, а в магазинах продавались вырубные листы с изображениями лиц ангелов, детей, дедов-морозов — эти изображения можно было вырезать и приклеить на ватную игрушку, сделанную своими руками.
радиция ватной игрушки известна в России ещё со времён Петра Первого. Их завезли к нам в страну немцы.
В XX веке, после революции, история елочных игрушек прерывается почти на два десятилетия — ведь елку наряжали на Рождество, а этот религиозный праздник был в Советском Союзе запрещен. Но в 1935 году советское правительство решило вернуть детям волшебный зимний праздник и снова у нас стали наряжать елки, только уже не на Рождество на Новый год. Производство елочных украшений возродилось быстро — ведь были живы мастера, которые занимались этим еще в начале века. В том числе снова был налажен выпуск ватных елочных игрушек.В Москве были организованы две артели — «Художественная игрушка» и «Все для ребенка». Ватные игрушки в этих артелях делались из скрученного прессованного хлопка. Существовали специальные каркасы — «скелетики» для изготовления человечков и животных. Реалистично раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером со слюдой, что делало ее жесткой, и посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом. Лицо в виде маски делали из мастики, папье-маше или воска, затем грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Костюм выкраивали из белой или заранее окрашенной ваты. Податливый, удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек, которые отражали советскую тематику. Здоровые, румяные лыжники и конькобежцы, пограничники, полярники, пионеры, фигурки зверей и персонажи любимых детских сказок. Игрушки хранились десятилетиями во многих домах и передавались по наследству из поколения в поколение. Постепенно на смену ручному труду пришла механизация. Станки для намотки ваты и ее формовки позволили увеличить количество продукции в несколько раз. В конце 70-хх годов игрушка перестала выпускаться и технология изготовления была утеряна на долгие десятилетия.
Современные елочные игрушки из этого, казалось бы, невзрачного материала недолговечны, но смотрятся как произведения искусства. К ним страшно даже прикасаться. Вата, крахмал и кусочек медной проволоки с акриловыми красками – это все, что нужно, чтобы в ваших руках пушистое облако из хлопка превратилось в куклу-«пеленашку», малыша на санках или другого персонажа. Технология изготовления таких игрушек в 21-м веке, несмотря на появление новых материалов, осталась прежней – только из ваты и клейстера.
Этнография экспонатов
Москва и МО

Художественно-графический факультет Института изящных искусств МГПУ
Краснодарский край и Республика Адыгея

Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына

Ставропольский край

Невинномысский историко-краеведческий музей

Ямало-Ненецкий АО

Музейно-выставочный комплекс им.Шемановского

Республика Коми

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Сыктывдинский Дом народных ремесел "Зарань"

Белгородская обл.

Белгородский Государственный Музей народной культуры

Респ. Дагестан

Центр Этнической культуры

Москва и МО
Художественно-графический факультет Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета
Республика Коми
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Сыктывдинский Дом народных ремесел "Зарань"
Краснодарский край и Республика Адыгея
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына
Ставропольский край
Невинномысский историко-краеведческий музей
Республика Дагестан
Центр Этнической культуры
Белгородская область
Белгородский Государственный Музей народной культуры
Ямало-Ненецкий АО
Музейно-выставочный комплекс им.Шемановского
а выставке представлены работы, выполненные по мотивам более чем 80 сказок.
Причем не только известных всем русских народных - про Емелю, Василису Премудрую, Царевну-лягушку, Серого волка и Жар-птицу. Имеется экспонат мастера из п. Локня Псковской обл. по крайне редкой сказке «Арысь-поле», в которой злая ведьма превращает женщину в рысь, а внимательный муж ее спасает.

Удивительно, что в самые яркие работы отражают сюжеты сказок северных народов. Это и чукотская сказка «Три сына», удегейская народная сказка «Гадазами», ненецкие сказки «Кукушка» и «Медведь и заяц Тэваси», нанайская сказка ««Айога», хантыйская сказка ««Маченкат», тофаларская сказка «Айгуль», селькупские сказки «Хозяйка Огня» и «Чингла-лебеди», карельская сказка «Голубая важенка», нганасанская сказка «Девушка и Луна», эвенкийская сказка «Красавица Асаткан»,алтайская сказка «Рыжий пёс». Очень важно, что география проживания авторов работ различна : Москва и Московская обл., Белгород, Солнечегорск, Бердск и т.д. Это значит, что фольклор нашей многонациональной страны вдохновляет художников из разных регионов, поддерживает культурные и исторические связи между различными народностями.
Интересны экспонаты, которые созданы на основе сюжетов литературных сказок. Безусловное большинство таких работ посвящено произведениям А.С. Пушкина и П. Бажова, П. Ершова. Удивительные композиции выполнены по сказкам «Айболит» К. Чуковского; С. Маршака «Кошкин дом», «12 месяцев»; С. Михалкова «Смех и слёзы»; «Кот и пёс» Ованеса Туманяна; «Налим Малиныч» Степана Писахова; С.А. Есенина «Бабушкины сказки»; В.П. Стародумова «Ангарские бусы»; Габдуллы Тукая «Шурале»;«Егоркины сны» В. Бианки, Ириса Ревю «Сказка на ночь про Весну», В. Головина «Спор грибов».